Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Э10 – старейшая кафедра гидравлики в России, созданная в 1914 году на основе первой гидравлической лаборатории.

История кафедры

От царских времён до наших дней

Наша кафедра - одна из старейших в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В 2014 году мы отметили ее 100-летний юбилей.


Годом основания принято считать 1914 г., когда кафедру гидромашин ИМТУ (Императорское московское техническое училище) получил профессор Иван Иванович Куколевский.


К этому моменту история гидромашиностроения в Училище насчитывала уже не одно десятилетие.

Лист для графопроектора из коллекции И.И. Куколевского , который он использовал для обучения студентов ИМТУ

В 1844 г. А.С. Ершов (с 1845 – преподаватель, а с 1859 по 1867 – директор МРУЗ (Московское ремесленное учебное заведение) написал и защитил магистерскую диссертацию "Вода как двигатель", где рассмотрел математические модели силового взаимодействия воды с неподвижными и "подвешенными" лопастными колёсами.


В 1864 и 1878 г. Училище демонстрировало поршневые насосы горизонтального и вертикального исполнения, разработанные и изготовленные на Учебном заводе.

В 1891 г. П.К. Худяков выпустил "Атлас поршневых насосов".

Александр Иванович Астров
В 1902 г. первым профессором, "получившим кафедру" гидравлических двигателей, стал Александр Иванович Астров.

На тот момент кафедры не были структурными подразделениями в современном смысле, формально таковыми они стали только в 1933 г.
До того "получить кафедру" означало по сути признание заслуг профессора в данной области науки и техники и наделение его правом формировать соответствующий учебный курс, читать лекции, руководить научной работой в Училище и создавать необходимые лаборатории.

В том же 1902 г. ИМТУ оканчивает И.И. Куколевский и защищает проект по поршневым гидравлическим машинам.

Вследствие бурного развития промышленности в конце 19 – начале 20 века формировались новые направления исследований и инженерной подготовки, создается ряд новых лабораторий

В те годы в ИМТУ и велись работы в области гидромашиностроения, но самостоятельной отрасли еще не существовало. Насосы и турбины малой мощности изготавливались только в мастерских училища и на нескольких небольших заводах, а в массе своей закупались за границей.

В 1899 г. А.И. Астров начал проектировать первую в России гидравлическую лабораторию, а с 1900 г. возглавил ее строительство.
В 1904 г. первая в России гидравлическая лаборатория, была официально открыта, а ее лаборантом по рекомендации А.И. Астрова был назначен И.И. Куколевский.

Куколевский на долгие годы стал основным руководителем лаборатории, которая стала носить его имя. Он же положил начало систематической работе по научному и практическому формированию данной отрасли отечественного машиностроения.

Осень 1904 г. принято считать временем основания московской школы гидромашиностроения, наряду с петербургской и харьковской ставшей основой всех остальных научных школ гидромашиностроения в России.

Ни у одного из заведующих нашей кафедрой не было легкого пути. Мы предлагаем вам ознакомиться с людьми, что вели и продолжают вести нас вперёд и узнать о выдающихся людях, окончивших нашу кафедру.