Сайт кафедры Э10 МГТУ им. Н.Э. Баумана - Профессор Вячеслав Вячеславович Мишке
Калмыкова Зинаида ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Кирриловский Юрий Львович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Прокофьев Владимир ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Попов Кирилл Николаевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Руднев Сергей Сергеевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Подвидз Лев Григорьевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Никитин Лев Васильевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Куколевский Иван Иванович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Байбаков Олег Владимирович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Ляховский Лев Киррилович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Записки ректора И. Б. ...
Записки ректора И. Б. Федорова
подробнее

ГИДРАВЛИКА

сетевой журнал

статьи публикуются бесплатно

 

 

Профессор Вячеслав Вячеславович Мишке

Я впервые увидела В.В. Мишке 30 августа 1951г, на первом в новом учебном году заседании кафедры «Гидравлика и гидравлические машины» МВТУ им. Баумана. На этом заседании заведующий кафедрой Иван Иванович Куколевский представил меня коллективу кафедры как нового сотрудника кафедры - штатного ассистента. Я едва успела поздороваться с коллегами, как началось заседание. Обсуждаемые вопросы были актуальны и интересны (например: распределение нагрузки!). Я обратила внимание на то, что один из участников выступает немногословно, но очень конструктивно, слушают его очень внимательно и уважительно. Звали этого человека Вячеслав Вячеславович. Позже я узнала, что он получил образование в МВТУ, окончил обучение в 1924г, получив диплом с отличием. Дальнейшая жизнь Вячеслава Вячеславовича была посвящена науке, технике и педагогике. Талант и трудолюбие позволили Вячеславу Вячеславовичу достичь выдающихся успехов как в областях науки и техники, так и на поприще педагогики.

За успешную педагогическую деятельность Вячеслав Вячеславович получил ученое звание профессора. Тематика его педагогической работы всегда была посвящена обучению студентов, грамотному решению технических проблем. Им был разработан оригинальный учебный курс объемных гидромашин, он читал лекции по теории конструирования гидромашин объемного типа. Он не только обучал студентов грамотному решению проблем конструирования машин, но и сам не оставлял работы по конструированию новой техники. Им был создан и внедрен ряд оригинальных конструкций машин и устройств. За одну из своих разработок, связанных с атомной техникой Вячеслав Вячеславович был награжден сталинской премией.

Все то, о чем я написала, случилось раньше моего знакомства с Вячеславом Вячеславовичем. Поэтому я узнала его, когда он был уже признанным и уважаемым профессором, очень оригинальным и самобытным педагогом. Но главное, что его отличало, был неуемный интерес к любому знанию. Педагогики и техники ему было мало. Вячеслав Вячеславович блестяще знал историю своей страны и окружающего мира, интересовался литературой и искусством. Книги были его хобби, он был неразлучен с ними. Он собрал очень большую библиотеку. Когда по воле судьбы ему пришлось поменять место жительства и он привез свои книги в современную кооперативную квартиру, ему показалось, что перекрытия дома не выдержат нагрузки от веса его книг и он привез книги в гидравлическую лабораторию, где они хранились до его смерти, а после похорон были переданы родственникам, которых разыскал С.С. Руднев.

Когда Вячеслав Вячеславович был в хорошем настроении, он любил рассказывать о своей родине. Начинал так: Я родом из Ростова, но не того, что на Дону, а того, который Великий. Мы любили слушать его рассказы о Ростове, городе, где Вячеслав Вячеславович знал каждый закоулок, каждую достопримечательность, любил в Ростове все: 
Величественный кремль и другие храмы и церкви, озеро Неро, единственное на Руси училище церковных звонарей и сами ростовские звоны. Рассказывал Вячеслав Вячеславович даже об совершенно особенном луке, который умели выращивать только в Ростове Великом. После рассказов Вячеслава Вячеславовича невозможно было не побывать в Ростове Великом. Но сам Вячеслав Вячеславович редко выбирал время, чтобы побывать на родине. Москва крепко держала его. В Москве сосредотачивались все любимые дела его жизни: научные, инженерные и педагогические. И во всех этих делах он преуспевал, в каждом был выдающимся специалистом. Научная деятельность была засекреченной, нам были видны только награды за блестящее исполнение.

А вот, что он был настоящим инженером и выдающимся педагогом, мы могли наблюдать в его повседневной работе.

Вячеслав Вячеславович не мог спокойно пройти мимо механизма, звук работы которого настораживал: что-то не так. Он обязательно выяснял в чем дело и устранял неисправность сам или объяснял мастеру, что нужно сделать, чтобы устранить неисправность.

Я вспоминаю одну историю. В кафедральной лекционной аудитории была классная доска, которую лектор мог устанавливать на удобной для него высоте. Однажды доска перестала подчиняться лектору, уезжала в верхнее положение и все. Пришлось лекторам удерживать доску в удобном для них положениях одной рукой, а другой делать нужную запись на доске. Другой доски в аудитории не было. Лекторы ворчали, возмущались и хотя все они были инженерами никто не использовал своих знаний для укрощения доски. Только один, самый старший и самый заслуженный профессор, потратил свое время, нашел причину неполадки и устранил ее. Тем, кто поблагодарил его, ответил просто: Это же долг инженера. Я дополню: «настоящего инженера».

Таким же преданным делу и очень ответственным был Вячеслав Вячеславович, выполнял свой педагогический долг. Его ответственность в качестве и высоком уровне передаваемых студентам знаний, а также в гибкости методик, применяемых для передачи знаний студентам. Для контроля эффективности выбранной методики. Вячеслав Вячеславович, читая лекцию, зорко следил за студентами-слушателями. Их поведение определяло реакцию на лекционный материал и методику его подачи. Отличая студента скучающего, чем упорно мешающего соседу слушать лекцию, Вячеслав Вячеславович приглашал студента на беседу. Беседа велась обычно на кафедре. Если обнаруживалось понимание, то немедленно предлагалась другая методика подачи лекционного материала. Работая со студентами Вячеслав Вячеславович проявлял такое терпение, что в конце концов добивался понимания.

Работа обычно велась на кафедре, где могли находиться несколько человек, в том числе преподавателей. Они с удовольствием учились у Вячеслава Вячеславовича учить студентов. К концу учебного года студенты отдавали должное признание и методу и терпению своего лектора. Ведь Вячеслав Вячеславович буквально вкладывал душу, чтобы каждый его ученик расширил поле своих знаний, свою техническую грамотность. Студенты ощущали это и платили ему огромным уважением.

Перед экзаменом Вячеслав Вячеславович проводил обязательные дополнительные занятия, имеющие целью помочь тем, кто еще где-то, что-то не понял. Вячеслав Вячеславович любил выпить чайку. Студенты знали это и когда, была возможность, старались приготовить чай и угостить им Вячеслава Вячеславовича. Например, на экзаменах однажды в день рождения Вячеслава Вячеславовича он получил подарок:большую коробку с набором чая многих сортов. Учитель был очень растроган и на следующий день принес в институт большой ящик с финиками, ученики были в восторге. Доброе отношение друг к другу согревает не только учителя и учеников, но и всех нас, свидетелей этих событий.

В описанных событиях проявилось столько уважения друг к другу, что можно было быть уверенным: этот профессор и эти студенты навсегда сохранят добрые чувства друг к другу.

Должна сказать, что Вячеслав Вячеславович руководил дипломными работами студентов. Однажды кафедру посетил ректор училища Георгий Александрович Николаев. Он пришел с английским инженером, который почему-то интересовался дипломными проектами наших выпускников. Ему предложили посмотреть дипломные листы и дипломные записки студентов последнего выпуска. После рассмотрения листов англичанин попросил дать ему возможность встретится с авторами одного из проектов. Это был проект Валентина Васильевича Белова, который после окончания института остался работать заведующим нашей лабораторией. Мы попросили Валю подняться на кафедру и когда он пришел ректор (он владел английским языком) представил Валю англичанину. Гость попросил Валю указать какая из рассмотренных его работа. Валя указал и англичанин (переводил ректор) стал задавать вопросы. Валя отвечал. Когда беседа окончилась гость пожимая на прощание Валину руку произнес: «Если Вы когда-нибудь окажетесь в Англии, без работы Вы не останетесь». Так оценил английский инженер работу советского студента и его руководителя советского профессора.

Поскольку Вячеслава Вячеславовича не было в МВТУ в этот день и час. Я не знаю передали ли Вячеславу Вячеславовичу лестные отзывы англичанина о его работе и поблагодарили ли кто-нибудь профессора и его ученика за их отличную работу. И Вячеслав Вячеславович и Валентин Васильевич ушли от нас навсегда.

Вечная им память.

З.А. Калмыкова