Сайт кафедры Э10 МГТУ им. Н.Э. Баумана - Деятельность кафедры в период с 1940 по 1980 г.г.
Ляховский Лев Киррилович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Попов Кирилл Николаевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Кирриловский Юрий Львович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Калмыкова Зинаида ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Руднев Сергей Сергеевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Никитин Лев Васильевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Подвидз Лев Григорьевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Куколевский Иван Иванович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Байбаков Олег Владимирович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Прокофьев Владимир ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Записки ректора И. Б. ...
Записки ректора И. Б. Федорова
подробнее

ГИДРАВЛИКА

сетевой журнал

статьи публикуются бесплатно

 

 

Деятельность кафедры в период с 1940 по 1980 г.г.

Первые защиты дипломных проектов в период Великой отечественной войны состоялись в декабре 1943 года (В.Б.Шемель и И.Ф.Щипулин). По просьбе Учёного совета уже вернули Училищу название МВТУ. Весной 1944 г. кафедра выпустила четверых, а в последующие годы 1945... 1955 г.г., соответственно: 5, 3, 6, 6, 12, 9, 15, 16, 18, 16, 22 инженера-механика. Зачисляли по 25-30 студентов, но к дипломному проекту приходили лишь каждый второй и того меньше. К этому периоду (в 1955 году праздновали 125-летие МВТУ) уже завершилась передислокация кафедры и её гидравлической лаборатории в новые (существующие в настоящее время) помещения. Новый завораживающий размерами машинный зал лаборатории, обновлённые экспериментальные и учебные установки, существенное повышение квалификации преподавательского состава кафедры, прорыв в научно-исследовательских работах для авиации, для ракетной техники, для ядерной энергетики - всё требовало перемен в учебной работе. За 10 послевоенных лет образовалось противоречие между названием специальности выпускников (0528 - "гидравлические турбины и другие гидравлические машины") и фактической подготовкой специалистов - стали готовить сначала для гидромеханизации тяжелых земляных работ (1951...1954 г.), а затем для авиации и обороны (С.Н.Рождественский, В.В.Мишке, В.В.Шульгин, В.Н.Прокофьев и др. при активной поддержке проф. И.И.Куколевского). За последующие пять лет - до 1960 г. - существенно расширилась подготовка кафедрой специалистов. Студенты стали лучше заниматься. С 1956 по 1960 год ежегодные выпуски составляли, соответственно: 28, 36, 39, 45 и 46 инженеров-механиков. Фактически сформировались новые специализации: насосы для ядерной энергетики, для химической промышленности, гидросистемы специального назначения Гос.Ком.Обор.Техники, а также Гос.Ком.Авиац.Техники. В 1956 г. на кафедру полностью переходит зам. директора ВИГМ по научной работе С.С.Руднев - крупный учёный, да к тому же награждённый Орденом Красной Звезды за разработку турбонасосного агрегата для летательного аппарата. Осенью 1959 года переходит полностью в штат профессор В.В.Мишке - Лауреат Сталинской премии за участие в пуске первой атомной энергетической установки в г. Ступине. Переходит в штат из НИКИЭТ Д.Н.Попов - специалист по управлению техническими системами. Проф. И.И.Куколевский в сентябре 1959 г. добивается у руководства Училища, чтобы кафедру "Гидравлика и гидромашины" возглавил доцент С.С.Руднев, который ещё с 1933 года, работая по совместительству, читал для студентов специальности фундаментальные курсы лекций "Центробежные насосы», «Гидродинамика" и другие. Иван Иванович переходит на должность профессора кафедры. 01.02.60 г. утром, не успев дойти до помещения кафедры, умирает скоропостижно И.И.Куколевский...

Полученная С.С.Рудневым от проф. И.И.Куколевского кафедра имела в штатном расписании шестнадцать преподавателей: два профессора (В.В.Мишке и В.Н.Прокофьев), девять доцентов ( С.С.Руднев, О.В.Байбаков, Д.-Г.А.Бутаев, Ю.Л.Кирилловский, Л.К.Ляховский, Л.Г.Подвидз, К.Н.Попов, С.Н.Рождественский, Б.И.Яньшин), два старших преподавателя (Д.Н.Попов и А.П.Яночкин), три ассистента (З.А.Калмыкова, И.В.Матвеев и Ю.В.Прокофьев). Учебно-вспомогательный состав лаборатории состоял из 12 сотрудников: заведующий лабораторией гидравлики (А.Н.Карсанов), два старших лаборанта с высшим образованием (О.Н.Шахматов и А.М.Родимова), трое учебных мастеров (Н.И.Гоголев, Л.В.Никитин и Ю.А.Пискунов), механик (Б.Евдокимов), два квалифицированных рабочих (Е.Н.Галкин и И.М.Лузанов), двое лаборантов (Н.А.Кучкова и Е.В.Ходина) и препаратор В.А.Харламова. К ним добавились работники штата Научно-исследовательского сектора: ст.инж. А.С.Крылов, два учебных мастера по НИС (А.Б.Аронов и Б.Г.Кузнецов) и механик А.Карев-Лозинский.

01.06.60 г. приказом Министра ВО СССР на кафедре "Гидравлика и гидромашины" МВТУ им. Н.Э.Баумана организована четвёртая специализация - "Гидропередачи летательных систем", а кафедра стала называться "Гидромашины и гидроавтоматика". 01.09.60 г. последний раз кафедра начала читать обязательный курс для приборостроительного факультета МВТУ "Гидравлика и гидромашины". На факультете "П" и на всех других факультетах, где эта дисциплина оставалась обязательной, на экзамене вместо трёх вопросов в билете ввели только один и решение экзаменационной задачи (было разработано 100 задач на простой, сложный трубопровод и на насосные установки).

29.06.61 г. приказом N 102/у по МВТУ "О реорганизации Училища" кафедру "Гидромашины и гидроавтоматика" перевели с факультета "Тепловых и гидравлических машин" на факультет "Транспортный". Кафедра получила индекс "Т-6". В эти же дни приказом заведующий кафедрой "Т-6" С.С.Руднев утверждён в учёном звании профессора. Профессор С.С.Руднев на заседании кафедры предложил стратегический план перестройки учебного процесса и направления подготовки специалистов по следующим направлениям новой техники: насосные установки ракетных двигателей (ТНА); гидросистемы управления для ракет и других летательных аппаратов; гидрооборудование для стартовых установок ракетной техники; насосное оборудование атомных энергетических установок АЭС , флота и авиации; гидросистемы управления другого назначения. При этом кафедра продолжит обеспечивать общеучилищные обязательные дисциплины "Гидравлика и гидромашины" и аналогичные по содержанию для всех факультетов - в том числе и для ряда специальностей факультета "П". Кафедра уже имела опыт подготовки инженеров для НИИ и КБ соответствующих Гос.Комитетов. При этом кафедра будет использовать накопленный опыт подготовки специалистов и для традиционных отраслей промышленности (гидромашиностроение, нефтехимия, гидроэнергетика, автомобилестроение, криогенная техника и др.). В 1962 году при пересмотре учебного плана специальности со специализациями, предложенными выше, были сняты шесть соответствующих дисциплин ("Гидромашины", "Силовое хозяйство", "Насосные станции" и др.) и введены новые.

05.01.63 г. кафедра "Т-6" приняла план перестройки лабораторной базы в связи с принятыми направлениями подготовки инженеров-механиков в области наземного оборудования, на флоте и на летательных аппаратах. На очередном заседании кафедра приняла план перестройки учебного процесса (разработка нового учебного плана, новых программ дисциплин), корректировки направлений НИР и НИОКР на крупные комплексные темы, выбора баз всех производственных практик и др. Были назначены ответственные за направления работ, а также были определены сроки выполнения пунктов плана до 30.06.63 г. Однако выход Постановления СМ СССР по ориентации МВТУ на подготовку специалистов для девяти ведущих министерств от 14.08.63 г. реализацию составленного плана кафедры прервал. Теперь новая реорганизация МВТУ "перебросила" нашу кафедру на преобразованный из "Транспортного" факультет "Конструкторско-механический" ("КМ"). Кафедра получила индекс "К-6" и новое название "Гидравлика и гидроавтоматика". Выпуск инженеров-гидравликов необходимо было довести до 75 человек (!). Произвели набор группы ускоренной подготовки инженеров. В этот период существовала одна группа на вечернем отделении МВТУ. Переходу на факультет "КМ" предшествовала серьёзная попытка дробления коллектива кафедры. Профессор В.Н.Прокофьев хотел организовать свою кафедру гидроприводов межотраслевого назначения. Он начал уговаривать многих членов кафедры присоединиться к его идее. Но коллектив решил не разрушать сложившуюся школу и объединить все силы на решение поставленных задач. Кафедру поддержало руководство Училища. Серьёзная проработка варианта раздела кафедры не осталась без последствий. 07.04.64 г. выходит новое постановление о специальности подготовки инженеров 0566 "Гидропневмоавтоматика и гидропривод". Кафедра вновь мобилизована для разработки нового учебного плана. В марте 1964 года дипломные проекты защищают 16 плановых выпускников, а в декабре - 34 выпускника ускоренной подготовки. Практически все распределяются в НИИ и КБ КОТ и КАТ. На какое-то время обстановка нормализовалась. В июне 1966 года состоялся первый и единственный выпуск 15 инженеров специальности 0566 на вечернем факультете. Двое из них, В.Ф.Солодченков и А.Н.Шестернёв, стали известными гидромашиностроителями и до сих пор активно работают в промышленности.

Коллектив работал слаженно. С сентября 1966 г. под руководством Д.Н.Попова введено курсовое проектирование систем автоматического управления. Получены первые результаты НИР: внедрён в авиации разработанный под руководством Л.Г.Подвидза струйный насос для подачи топлива; внедрён разработанный под руководством С.Н.Рождественского противофлаттерный гидравлический демпфер; Б.И.Яньшиным внедрён новый тип гидрозатвора для строящейся на реке Ниле плотины ГЭС и многое другое.

Итогом проводимых НИР и НИОКР были защиты диссертаций сотрудниками кафедры, начиная с 1967 г.(последним в начавшейся перестройке защитил Ю.Л.Кирилловский в 1957 г.): кандидатские диссертации И.В.Матвеева, А.Н.Карсанова, аспирантов В.И.Мелащенко,С.С.Панаиотти, которые с 1959 г. участвуют в работе филиала кафедры в г. Калуга, и многие другие; первым доктором наук стал ещё в 1951 году В.Н.Прокофьев, а вторым стал в 1968 г. Б.И.Яньшин, в 1969 г. становится доктором технических наук Д.-Г.А.Бутаев, в 1970 г. - Д.Н.Попов, в 1975 г. - О.В.Байбаков. Вышел из печати учебник под редакцией профессора В.Н.Прокофьева "Аксиально - поршневой регулируемый гидропривод" (1969г.).

В 1971 г. кафедра "К-6" принимает первый свой пятилетний план развития. Выпускается большое количество учебных и методических пособий по дисциплинам кафедры. Это позволяет перейти к самостоятельной работе студентов на лабораторных занятиях в гидравлической лаборатории, а также выполнять курсовой проект по лопастным насосам и др.. В 1972 г. выходит третье издание задачника по машиностроительной гидравлике. Профессору В.Н.Прокофьеву присуждается почётное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". Выходит первый учебный кинофильм кафедры, разработанный О.В.Байбаковым,- «Гидромашины и гидропередачи". В лаборатории установлена первая электронно-вычислительная машина "Мир-2". Д.Н.Поповым и его сотрудниками внедрены лабораторные работы по дисциплине "ТАР" с использованием моделирующей машины МН-7.

С.С.Рудневу, О.В.Байбакову и Ю.Л.Кирилловскому присуждена вторая премия МВТУ за учебник "Гидравлика, насосы и гидропередачи". На факультете работает под руководством С.Н.Рождественского студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ) "МОРЖ". В 1973-1974 годах происходят первые защиты дипломных проектов, в которых использованы ЭВМ (профессор Д.Н.Попов и ст.инж. Ю.П.Секретта). Кафедрой разработан новый учебный план специальности 0566, в котором дисциплина "Лопастные гидромашины" разделена на две: "Лопастные насосы" (проф. С.С.Руднев) и "Лопастные двигатели" (доцент А.П.Яночкин), а "Гидропневмоавтоматика" - на "Гидроавтоматика" (доц. С.Н.Рождественский) и "Пневмоавтоматика" (ст. препод. Э.А.Микиртумов). Из печати ежегодно выходит несколько руководств по лабораторным работам (по дисциплинам "Динамика и регулирование гидропневмосистем" - Д.Н.Попов и др.; "Лопастные насосы" - О.В.Байбаков и И.В.Матвеев и др.). В 1974 году коллектив кафедры имел в штате 61 сотрудника, включая 16 преподавателей и 12 аспирантов очного обучения. В 1977 г. - 57 (с 21 преподавателями и четырьмя аспирантами). За первую пятилетку 1971-1975 г. число аспирантов по годам составляло, соответственно, 22, 27, 29, 20 и 20. За этот же период произошло 18 защит кандидатских диссертаций. В 1975 г. первую премию МВТУ за НИР и внедрение её результатов получили Л.Г.Подвидз, В.В.Калачёв и А.М.Родимова. Вторую премию МВТУ получил Л.К.Ляховский за учебное пособие "Рабочий процесс и расчет подшипников, работающих в режиме гидродинамической смазки". Третью премию МВТУ получили С.С.Руднев и И.В.Матвеев за методическое пособие по курсовому проектированию лопастных насосов. Медали ВДНХ получили Л.Г.Подвидз, О.В.Байбаков, Д.-Г.А.Бутаев, З.А.Калмыкова и Ю.Л.Кирилловский за учебное пособие "Лабораторный курс гидравлики, насосов и гидропередач". За разработку и внедрение в серийное производство на Щёлковском насосном заводе насоса СВН-80А были награждены медалями ВДНХ О.В.Байбаков, А.И.Жуков и В.И.Литвинов. На заводе "Экономайзер" была внедрена разработанная уникальная проточная часть двухвального конденсатного насоса (О.В.Байбаков и И.В.Матвеев). В 1976 г. во ВНИИАЭН при разработке насоса КсВ-3500-250 для энергетики была принята проточная часть, предложенная кафедрой (И.В.Матвеев). Кафедра приняла участие в проблеме утилизацииавиационных двигателей, выработавших свой ресурс. Была разработана (А.П.Яночкин, О.В.Байбаков и И.В.Матвеев) проточная часть и конструкция крупного насоса для дождевальных установок ДД1000, которые позволили эффективно решить проблему. Во многих организациях были внедрены разработанные методики расчетов динамики и регулирования гидропневмосистем (Д.Н.Попов и др.). Большое значение для кафедры имело назначение дублёров - лекторов по основным профилирующим дисциплинам специальности. За десять лет 1971-1980 г.г. кафедрой выпущено 458 инженеров-механиков. Они являются основными специалистами на многих фирмах тех направлений подготовки, которые были определены в переходный период. В 1979 г. совместным приказом МОП и Минвуза СССР кафедра "Гидравлика и гидроавтоматика" МВТУ им. Н.Э.Баумана определена как базовая кафедра по подготовке специалистов по 0566.

Все НИР и НИОКР кафедры являлись частью целого комплекса работ по созданию новой техники. Поэтому результаты НИР быстро вневнедрялись в виде методик расчетов, опытных образцов или рабочих чертежей уникальных гидромашин. До принятия пятилетнего плана кафедры объём работы можно представить по числу финансовых договоров с заказчиками (это кроме тех тем, которые выполнялись по госбюджету и по договорам о социалистическом содружестве с предприятиями): 1965 г. - 11 договоров; 1966 г. - 13; 1967 г. - 15; 1968 г. - 12; 1969 г. - 12 и др. Средний объём финансирования по каждому договору около 10 тысяч рублей. А в первой пятилетке 1971-1975 г.г. суммарный объём средств на НИР составил 575 тысяч рублей. По результатам работ написано было 88 научных статей, получено авторских свидетельств 10, положительных решений - ещё 14. Большой экономический эффект (более 100 млн. рублей) ожидался от внедрения для мирного применения разработанного кафедрой поглощающего аппарата с автоматической настройкой "для большегрузных железнодорожных составов" (С.Н.Рождественский и З.А.Калмыкова). По итогам выполнения пятилетнего плана кафедры профессор С.С.Руднев награждён Орденом "Знак Почёта".

В 1975 г. профессор С.С.Руднев перешел на должность профессора, а заведующим кафедрой был избран д.т.н., профессор Д.-Г.А.Бутаев. Кафедра "К-6" - "Гидравлика и гидроавтоматика" конструкторско-механического факультета в этот момент по штатному расписанию имела 55 сотрудников, включая 21 преподавателя (профессор - зав. кафедрой, четыре профессора (к.т.н. С.С.Руднев, д.т.н. В.Н.Прокофьев, д.т.н. Д.Н.Попов, д.т.н. Б.И.Яньшин), 13 доцентов (д.т.н. О.В.Байбаков, кандидаты техн. наук О.В.Батаев, Б.П.Борисов, И.А.Лузанова, Л.К.Ляховский, И.В.Матвеев, Э.А.Микиртумов, Л.Г.Подвидз, К.Н.Попов, С.Н.Рождественский, В.В.Шульгин, А.П.Яночкин, а также З.А.Калмыкова), два старших преподавателя (А.Б.Андреев и А.С.Шабловский) и ассистент (А.М.Родимова), двух заведующих лабораторией гидравлики А.Л.Ляховский и В.В.Волков, двух мл.н.с. (В.Н.Пильгунов и Н.А.Кондрашова), двух инженеров (В.В.Калачёв и С.А.Воронов), ст. лабор. (Е.В.Педаева), шесть учебных мастеров (В.Н.Бутузов, Н.А.Кучкова, Е.В.Ходина, Б.А.Ерофеев, А.Б.Куренков, В.И.Черненков), механика (Е.В.Половнева), лаборанта (С.Галкин), сюда же отнесены восемь старших инженеров (А.И.Жуков, Г.Е.Лисовский, С.А.Непало, Г.П.Попов-Лядов, Ю.П.Секретта, Н.Ф.Ефимцева, Ю.А.Пискунов, Г.Ф.Бодрашова) и инженер В.П.Дмитриев, а также ещё пятеро (ст. техников, лаборантов и слесарей), выполняющих НИР в лаборатории, а также четверо аспирантов очного обучения (В.А.Федотов, В.В.Усачёв, О.О.Белоусов, Я.Я.Герман). Помещений лаборатории для работы стало недостаточно. НИР кафедры охватывала большой диапазон проблем, но все они были направлены на поиск новых знаний о рабочем процессе, на разработку новейшей техники, новой технологии. Так, например: для гидромашиностроения (С.С.Руднев, Д.А.Бутаев, О.В.Байбаков, Л.Г.Подвидз, Д.Н.Попов, А.П.Яночкин, Б.И.Яньшин, И.В.Матвеев, О.В.Батаев и др.): проблема кавитации - при частичном заполнении рабочего колеса; поиск общих закономерностей; исследование динамических характеристик кавитирующих насосных установок; новая техника - предложены двухвальные центробежные насосы, малогабаритные самовсасывающие насосы динамического типа, микронасосы для систем жизнеобеспечения в космосе и мн.др.; для гидроприводов и гидравлических исполнительных механизмов различного назначения (В.Н.Прокофьев, С.Н.Рождественский, И.А.Абаринова и др.): динамические свойства гидропривода с гибкими шлангами на газосодержащих жидкостях; разработка и исследование проблемных гидросистем различного назначения и др.; решение проблем управления гидро- и пневмосистемами (Д.Н.Попов и др.): оптимизация гидросистем специального назначения с ограничением времени срабатывания при переменных нагрузках; исследование влияния динамических характеристик элементов гидросистем на их работоспособность и мн.др.

В 1977 г. вышел из печати учебник профессора Д.Н.Попова "Динамика и регулирование гидропневмосистем". Профессором Д.-Г.А.Бутаевым в 1978 г. было сформулировано предложение о привлечении к участию в подготовке специалистов по специальности 0566 самих заинтересованных в кадрах фирм основных девяти министерств-потребителей. Каждому из потребителей были направлены письма с предложением об открытии на кафедре отраслевых лабораторий по соответствующим проблемам. Откликнулись две фирмы. Отраслевую лабораторию "Динамика гидропривода" предложил ЦНИИАГ и отраслевую лабораторию "Уникальные гидромашины" предложил Всесоюзный научно-исследовательский институт гидравлических машин МинХимМаш ("ВНИИГИДРОМАШ"). Позже "ВНИИГИДРОМАШ" сразу выделил штат 10 человек и финансировал начало работы отраслевой лаборатории. В том же году профессора Д.-Г.А.Бутаева вновь призвали для престижной для страны работы - в систему ЮНИДО. На период до 1983 г. и.о. заведующим кафедрой был назначен профессор В.Н.Прокофьев. Состав сотрудников кафедры не претерпел больших изменений. В 1980 году (к празднованию 150-летия МВТУ) стало ясно, что реализация плана развития лабораторной базы кафедры требовала освобождения машинного зала и его подвала от действующего оборудования. Были списаны, порезаны автогеном и сданы в металлолом 18 уникальных установок: четыре для исследования лопастных насосов, три - для насосов объёмного типа, уникальный стенд для исследования нестационарных течений в трубах, многие учебные лабораторные установки, уникальный стенд для исследования струйных насосов. Министерство оборонной промышленности (МОП) взяло на себя реконструкцию машинного зала - строительство перекрытия для организации камеральных помещений для лабораторий и сотрудников. Строительство велось методом народной стройки силами сотрудников лаборатории и кафедры. В этот же период коллектив принял участие и в подготовке московской Олимпиады-80. Однако и в это время НИР кафедры процветала. Продолжали экспериментальные работы аспиранты кафедры и сотрудники (В.В.Калачёв, Ю.П.Секретта). В 1980 г. были внедрены результаты НИР на предприятиях п/я Р-6930, А-7291 и др. с экономическим эффектом 140 тыс. рублей (Д.Н.Попов), на Щелковском насосном заводе - на 500 тыс. рублей (О.В.Байбаков) и др. Уже в 1981 году начала работу отраслевая лаборатория "Уникальные гидромашины" (ОНИЛ УГ) под руководством профессоров С.С.Руднева, а затем - О.В.Байбакова. Профессор В.Н.Прокофьев предложил новое направление НИР - системы пневмо- и гидроприводов роботов и манипуляторов. Под гарантии хорошего финансирования этих исследований кафедра приняла это предложение. В марте 1982 г. был принят в штат доцент В.И.Лобачёв, а в октябре - к.т.н. А.К.Ковальчук. Эти специалисты по системам управления роботами и манипуляторами подготовили документацию и в июне 1982 г. в рамках специальности 0566 была открыта специализация "Системы приводов автоматических манипуляторов". Деканат факультета "КМ" в 1983 г. рекомендовал кафедре выпускника кафедры "Колёсные машины" к.т.н. А.Н.Густомясова для улучшения организационной работы научно-исследовательской части кафедры "К-6" . Но ожидание правительственных тем по этой новой специализации были обмануты.

Матвеев И.В.