Сайт кафедры Э10 МГТУ им. Н.Э. Баумана - Создание кафедры
Куколевский Иван Иванович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Калмыкова Зинаида ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Байбаков Олег Владимирович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Кирриловский Юрий Львович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Никитин Лев Васильевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Попов Кирилл Николаевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Ляховский Лев Киррилович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Подвидз Лев Григорьевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Прокофьев Владимир ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Руднев Сергей Сергеевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Записки ректора И. Б. ...
Записки ректора И. Б. Федорова
подробнее

ГИДРАВЛИКА

сетевой журнал

статьи публикуются бесплатно

 

 

Создание кафедры

В 1902 г. первым профессором "получившим кафедру" гидравлические двигатели стал Александр Иванович Астров. При этом существовала отдельно кафедра общей гидравлики, руководимая выпускником ИМТУ 1907 г. профессором Альбертом Альбертовичем Оттом по 1938 г. (до ареста). Она обеспечивала общеинженерную подготовку по гидравлике для всего механического отделения (факультета) ИМТУ. Общеобязательными предметами для всех студентов факультета были "Гидравлика" (V семестр, 5 ч/нед.) и "Гидравлические машины" (VI семестр, 4 ч/нед). Наша специальность называлась "Гидравлические силовые станции и насосные станции". Для всех других факультетов (холодной обработки металлов, горячей обработки металлов, общего машиностроения, химического, аэромеханического, точной механики и вечернего образования) обязательной дисциплиной была лишь "Гидравлика". В 1918 г. при образовании в МВТУ инженерно-строительного отделения была организована "русловая гидравлика", которую возглавил профессор Н.М.Щапов - также инженер-механик по гидродвигателям - выпускник ИМТУ 1906 г.

Создание лаборатории и кафедры было предопределено острой потребностью в специалистах-гидравликах. Периодически 1864, 1878 годов Училище демонстрировало поршневые насосы горизонтального и вертикального исполнения, разработанные и изготовленные на Учебном заводе. В 1890-1891 г. П.К.Худяков выпустил "Атлас поршневых насосов". Выпускники ИМТУ выбирали в качестве темы дипломного проекта разработку насосной станции или гидротурбинный привод какого-либо механизма. Так сам И.И.Куколевский в 1902 г. защищал проект по поршневым машинам, а Н.М.Щапов в 1906 г. - проект по гидравлическим турбинам. Отдельно готовили специалистов по насосам (соответствующие кафедры "Н" и "ГТ"). Кафедра гидравлики вошла в состав кафедры НГТ после 38 г.

В России в начале века не существовало отрасли гидромашиностроения, но с ростом промышленного производства и с разрастанием жилых массивов требовалось большое число источников энергии и насосов для водоснабжения. Необходимый опыт в Училище был. Еще в 1844 г. А.С.Ершовым была написана и защищена в Императорском Московском Государственном Университете магистерская диссертация "Вода как двигатель", где были рассмотрены математические модели силового взаимодействия воды, в частности, с неподвижными и с "подвешенными" лопастными колесами. Он стал работать преподавателем в Московском Ремесленном Учебном Заведении с 1845 г.

С 1906 года началась целевая подготовка инженеров механического отделения по гидромашинам, испытания которых производили в гидравлической лаборатории. Кафедра Э-10 "Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика" - одна из старейших в МВТУ, основана в 1914 г. профессором И.И.Куколевским и первый целевой выпуск инженеров-механиков по гидромашинам кафедры проф. И.И.Куколевского - подотдела Механического института произошел в МВТУ в 1920 году уже в советское время (В.С.Квятковский и Ф.Ф.Губин, ставшие позже д.т.н., профессорами, заведующими кафедрами, соответственно, в МЭИ и в МИСИ, лауреатами Сталинской премии).

Деятельность проф. И.И.Куколевского не ограничивалась решением проблем гидромашиностроения. Он в помещении гидравлической лаборатории установил вначале компрессор, а позже льдоделательную машину, исследовал их рабочий процесс вместе со студентами, подготовил и начал чтение лекций по курсам холодильных машин и по глубокому холоду. Позже на базе этого оборудования и теоретических разработок была организована (1906 г.) лаборатория и кафедра холодильных машин. На кафедре проф. И.И.Куколевского всегда царила атмосфера постоянной готовности к экспериментальным исследованиям в области машиностроения и гидромашиностроения, в частности. Поэтому при возникновении какой-либо проблемы в промышленности гидравлическая лаборатория тут же выражала готовность принять участие в ее решении. Кроме первого внедрения в учебный процесс экспериментальных исследований машин (паровой, локомобиля, станков, компрессора, деталей и узлов машин, кузнечных механизмов и мн.др.) проф. И.И.Куколевский постоянно разрабатывал через дипломные проекты свои идеи по совершенствованию лабораторной базы лаборатории, а также новой техники.

Матвеев И.В.