Сайт кафедры Э10 МГТУ им. Н.Э. Баумана - История кафедры
Руднев Сергей Сергеевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Калмыкова Зинаида ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Никитин Лев Васильевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Кирриловский Юрий Львович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Куколевский Иван Иванович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Прокофьев Владимир ...
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Подвидз Лев Григорьевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Ляховский Лев Киррилович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Попов Кирилл Николаевич
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Байбаков Олег Владимирович
Кафедра Э-10. Ветераны ВОВ.
подробнее
Записки ректора И. Б. ...
Записки ректора И. Б. Федорова
подробнее

ГИДРАВЛИКА

сетевой журнал

статьи публикуются бесплатно

 

 

История кафедры

Наша кафедра - одна из старейших в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В 2014 году мы отметили ее 100-летний юбилей. Годом основания принято считать 1914 г., когда кафедру гидромашин ИМТУ (Императорское московское техническое училище - так тогда назывался наш университет) получил профессор Иван Иванович Куколевский, хотя конечно же, к этому моменту история гидромашиностроения в Училище насчитывала уже не одно десятилетие. 

Еще в 1844 г. А.С. Ершов (с 1945 – преподаватель, а с 1859 по 1867 – директор МРУЗ (Московское ремесленное учебное заведение – первое название нашего университета) написал и защитил магистерскую диссертацию "Вода как двигатель", где были рассмотрены математические модели силового взаимодействия воды, в частности, с неподвижными и с "подвешенными" лопастными колесами. В 1864 и 1878 г. Училище демонстрировало поршневые насосы горизонтального и вертикального исполнения, разработанные и изготовленные на Учебном заводе. В 1891 г. П.К. Худяков выпустил "Атлас поршневых насосов". Часто выпускники ИМТУ выбирали в качестве темы дипломного проекта разработку насосной станции или гидротурбинный привод какого-либо механизма.
В 1902 г. первым профессором, "получившим кафедру" гидравлических двигателей, стал Александр Иванович Астров. В то время кафедры не были структурными подразделениями в современном смысле, формально таковыми они стали в 1933 г. До того "получить кафедру" означало по сути признание заслуг профессора в данной области науки и техники, наделение его правом формировать соответствующий учебный курс, читать лекции, руководить научной работой, проводимой в данном направлении в Училище, создавать необходимые лаборатории. Фактически это те же самые задачи, что решают кафедры в современном виде.
В том же 1902 г. ИМТУ оканчивает И.И. Куколевский и защищает проект по поршневым машинам. Это время радикальной перестройки системы подготовки инженеров. Формируются новые направления исследований и инженерной подготовки. Проводятся большие строительные работы, создается ряд новых лабораторий. Хотя в те годы в ИМТУ и велись работы в области гидромашиностроения, но самостоятельной отрасли еще не существовало. Насосы и даже турбины малой мощности изготавливались только в мастерских училища и на нескольких небольших заводах. Поэтому еще в 1899 г. А.И. Астров начал проектировать первую в России гидравлическую лабораторию, а с 1900 г. возглавил ее строительство. И.И. Куколевский вместе с другими молодыми инженерами занимается монтажом поступающего нового оборудования
В 1904 г. первая в России гидравлическая лаборатория, была официально открыта, а ее лаборантом по рекомендации А.И. Астрова был назначен И.И. Куколевский. Фактически он на долгие годы стал основным руководителем лаборатории, которая теперь носит его имя. Он же положил начало систематической работе по научному и практическому формированию этой важной отрасли отечественного машиностроения. Осень 1904 г. принято считать временем основания московской школы гидромашиностроения.

В 1906 г. И.И. Куколевский опубликовал статью в "Бюллетенях Политехнического общества". в которой описывалась гидравлическая лаборатория ИМТУ и приведены результаты экспериментальных исследований работы клапанов нескольких типов. Эта работа отличалась характерной для ее автора тщательностью проведения эксперимента, глубоким анализом результатов и практическими рекомендациями, не потерявшими своей актуальности и сегодня. В другой статье И.И. Куколевского "Насосные машины городского водоснабжения" содержалось подробное и глубокое критическое описание систем водоснабжения Москвы, Петербурга, а также ряда европейских городов, в которых он побывал во время заграничной командировки. Молодой инженер-механик сумел представить не только подробное и технически весьма компетентное описание различных машин и систем, но и сделать ряд серьезных замечаний и предложений по развитию систем водоснабжения в России.


Kukolevsky

Иван Иванович Куколевский, 1909 г.

С 1906 года началась целевая подготовка инженеров механического отделения по гидромашинам. Общеобязательными предметами для всех студентов факультета были "Гидравлика" (V семестр, 5 ч/нед.) и "Гидравлические машины" (VI семестр, 4 ч/нед). Наша специальность называлась "Гидравлические силовые станции и насосные станции". Для всех других факультетов (холодной обработки металлов, горячей обработки металлов, общего машиностроения, химического, аэромеханического, точной механики и вечернего образования) обязательной дисциплиной была лишь "Гидравлика".

А.И. Астров В 1905—1906 годах - первый декан механического отделения ИМТУ, в создании которого сыграл значительную роль; во многом его усилиями это отделение стало образцом для других русских технических учебных заведений. В 1911 г. выходит его знаменитый учебник "Гидравлика". В 1911—1914 годах он помощник директора ИМТУ. В этот же период он является вицепрезидентом Политехнического Общества. В 1914 г. А.И. Астров переходит работать в Сельскохозяйственный институт (нынешняя Тимирязевская академия), одновременно работает сверхштатным ординарным профессором Московского коммерческого института по кафедре прикладной механики. С начала Первой мировой войны он участвует в работах для нужд армии, в том числе направляется в командировки в США и Англию в качестве члена Русского заготовительного комитета, занимавшегося организацией поставок вооружений для русской армии. В апреле 1917 г. А.И. Астров был назначен управляющим учебным отделом Министерства торговли и промышленности. После революции 1917 г. он возвращается к преподавательской работе в Сельскохозяйственном институте. Революцию Александр Иванович не принял, но в иммиграцию, не уехал. Второго сентября 1919 г. он был арестован как участник подпольной антибольшевистской организации «Национальный центр» и 15 сентября 1919 г. был расстрелян вместе с другими обвиняемыми по этому делу.

AstrovAI

Профессор ИМТУ Александр Иванович Астров

В 1914 г. кафедру гидромашин получает И.И. Куколевский и становится ее бессменным заведующим вплоть до 1959 г. С этого момента начинается непрерывная история нашей кафедры. Именно под руководством Ивана Ивановича происходит становление кафедры в ее современном виде, формирование ее научной школы.
В 1918 г. в Московском высшем техническом училище (МВТУ), как стал называться наш университет после революции, на новом инженерно-строительном отделении была организована подготовка по "русловой гидравлике", которую возглавил профессор Н.М. Щапов - выпускник ИМТУ 1906 г. В 1933 году это отделение было преобразовано в Московский инженерно-строительный институт. Также в МВТУ отдельно существовала кафедра общей гидравлики, руководимая выпускником ИМТУ 1907 г. профессором Альбертом Альбертовичем Оттом. Она обеспечивала общеинженерную подготовку по гидравлике для всего механического отделения ИМТУ-МВТУ. Об этой кафедре сохранилось очень мало сведений, т.к. в 1938 г. А.А. Отт погиб в ходе репрессий.
Первый целевой выпуск инженеров-механиков по гидромашинам кафедры профессора И.И. Куколевского произошел в МВТУ в 1920 году, уже в советское время. Первыми выпускниками стали В.С. Квятковский и Ф.Ф. Губин, ставшие позже д.т.н., профессорами, лауреатами Сталинской премии, заведующими кафедрами, соответственно, в МЭИ и в МИСИ. С тех пор за 100 лет кафедра выпустила 2345 квалифицированных специалистов-гидравликов, из низ 193 – с отличием, многие из которых стали выдающимися конструкторами, учеными, основателями аналогичных кафедр в различных вузах.
В начале XX в. в гидравлической лаборатории ИМТУ велись первые в стране исследования центробежных насосов, в то время мало изученных и почти не выпускавшихся в России. Сущность рабочего процесса лопастного насоса была впервые описана в докладе И.И. Куколевского "К теории центробежного насоса", прочитанном им в Мануфактурном обществе России 4 февраля 1912 г. Исследования условий неустойчивой работы насосов, способов регулирования подачи центробежных насосов, параллельной работы центробежных насосов, а также их совместной работы с поршневыми насосами стали значительной вехой в деятельности гидравлической лаборатории МВТУ. Вопросы моделирования насосов излагались И.И. Куколевским в МВТУ еще до появления подобных работ на Западе. В дальнейшем были сформулированы принципы типизации насосов и разработана их нормальная номенклатура.

nasos

Центробежный насос высокого давления в лаборатории кафедры, 1909 г.

И.И. Куколевский был ведущим руководителем развития отечественного гидротурбиностроения в Москве. Работа началась с создания конструкторского бюро, подбора кадров и изучения предшествующего опыта. Под руководством И.И. Куколевского новый технический состав в течение двух-трех лет приобрел достаточную квалификацию. Задачи плана ГОЭЛРО и растущие потребности в электроэнергии диктовали условия оперативного выпуска отечественных гидротурбин из отечественных же материалов. Производство гидротурбин было перенесено на машиностроительный завод им. М.И. Калинина, располагавший гораздо более мощным оборудованием. Вновь к этой работе был привлечен И.И. Куколевский с группой своих учеников и последователей. Они обеспечили выпуск первой отечественной гидротурбины в 1923 г. 

В это же время было создано новое Турбинное конструкторское бюро для разработки более совершенных гидротурбин и заключен договор о частичном переоборудовании гидравлической лаборатории МВТУ для проведения в ней промышленных испытаний модельных гидротурбин. Вся работа велась под руководством И.И Куколевского. И уже к концу 1924 г. в гидравлической лаборатории стали проводиться исследования, ставшие вскоре основой всего московского гидротурбиностроения.

G lab

Гидравлическая лаборатория МВТУ, 1929 г.

Знаменательным событием в гидротурбиностроении стало создание первой в России кавитационной установки для испытания гидротурбин. Ее освоение оказалось весьма своевременным, так как с переходом на более быстроходные турбины обострилась проблема кавитационной безопасности гидротурбин.

По инициативе и при непосредственном участии И.И. Куколевского и его учеников был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт гидромашиностроения (ВИГМ), развитие которого обеспечивалось в основном силами учеников И.И. Куколевского, выпускников кафедры гидромашин МВТУ. В течение долгих лет заместителем директора института по научной работе был проф. С.С. Руднев, участвовавший в создании ВИГМ. Из крупных специалистов московской школы необходимо отметить также А.Е. Караваева, Б.И. Находкина, В.Б. Шемеля. Большинство уникальных насосов, созданных отечественной промышленностью, разработаны и исследованы в ВИГМ. Сам И.И. Куколевский долгие годы был постоянным консультантом и председателем научно-технического совета института.
Фундаментальные работы С.С. Руднева по теории гидродинамических решеток, теории вязкой жидкости, а в последние годы — по теории кавитационных процессов в лопастных системах и по вопросам суперкавитации существенно продвинули вперед не только теорию, но и расчет, и проектирование насосов. Исследования по суперкавитации и подобию кавитационных процессов, проведенные С.С. Рудневым совместно с сотрудниками и аспирантами кафедры И.В. Матвеевым, С.С. Панаиотти, В.И. Мелащенко отличались новизной и оригинальностью, что позволило создать методы расчета режимов работы насоса на разных стадиях развития явления кавитации.
После создания ВИГМ в нем сформировалась сильная группа специалистов в области гидротурбиностроения: В.С. Квятковский, Н.М. Щапов, И.В. Котенев, Д.А. Войташевский и другие, большая часть которых была учениками И.И. Куколевского. Московская школа гидромашиностроения развивалась, расширялась и крепла. Председателем турбинной секции ВИГМ был И.И. Куколевский. Под его руководством было осуществлено много интереснейших работ по изучению рабочего процесса и созданию новых конструкций гидротурбин. В гидравлической лаборатории МВТУ было испытано первое в стране рабочее колесо поворотно-лопастного типа. Модель первой в стране гидротурбины такого типа была спроектирована также под руководством И.И. Куколевского молодыми инженерами П.А. Вальтером и В.С. Квятковским. В результате испытаний было установлено, что модель обладает высоким КПД и весьма перспективна при создании низконапорных ГЭС. В те же годы начались исследования отсасывающих труб, поскольку с ростом быстроходности турбины существенно возрастала роль отсасывающей трубы в балансе энергии в турбине. В годы войны И.И. Куколевский вел большую консультационную работу на оборонных заводах, а в 1943 г. был удостоен Сталинской премии.
Большая группа учеников И.И. Куколевского организовала выпуск широкой номенклатуры объемных насосов для наиболее важных отраслей промышленности. Среди них необходимо отметить профессора МВТУ В.В. Мишке, который в оригинальной и совершенно индивидуальной манере сформулировал принципы подобия объемных гидромашин, основы рабочего процесса и методы формирования геометрии рабочих органов таких машин. Ему удалось создать много оригинальных конструкций. Профессор В.В. Мишке, представляя ВИГМ в числе организаций, которые участвовали в создании первых атомных реакторов, был удостоен Сталинской премии.
В послевоенные годы под руководством И.И. Куколевского совместно с ВНИИгидромашем (новое название ВИГМ), Ленинградским металлическим заводом и Гидропроектом были проведены большие научно-исследовательские работы по созданию гидротурбин Волжских ГЭС. В 50-е и 60-е Д.А. годы сотрудниками нашей кафедры Бутаевым и Л.Г. Подвидзом большой цикл работ был проведен по исследованию рабочего процесса в отсасывающих трубах гидротурбинных блоков. Коллектив гидравлической лаборатории непосредственно участвовал в проектировании высокоэффективных отсасывающих труб для Куйбышевской и Саратовской ГЭС. В 60-е годы под руководством Д.А. Бутаева разработаны новые гидродинамические методы проектирования подводящих систем гидротурбинных блоков и методы их расчета.
Одним из учеников И.И. Куколевского был также профессор МВТУ В.Н. Прокофьев, который, начав свою инженерную деятельность в области ракетной техники, в частности, с внедрения лопастных насосов, позже переключился на объемные гидромашины и гидропередачи. По его книгам и многочисленным публикациям сегодня проектируют самые различные машины этого класса. Но главная заслуга В.Н. Прокофьева состоит в постоянной модернизации и углублении теории и практики объемного гидропривода. Вполне закономерно, что и вокруг В.Н. Прокофьева сформировалась группа ученых и практиков в области гидромеханических передач и объемного гидропривода. Он автор более 280 научных трудов (включая 13 монографий), 10 из которых опубликованы за рубежом. Являясь штатным профессором кафедры, В.Н. Прокофьев вел большую общественно-научную работу: пять лет работал в секции политехнических и оборонных вузов МВ и ССО РСФСР, был председателем комиссии по гидроприводу Госкомитета СССР по науке и технике, а затем в Госкомитете по автоматизации и машиностроению. В течение 7 лет он активно работал в экспертной комиссии по машиностроительным специальностям ВАКа, из которых более 3-х лет - в качестве ее председателя. С момента создания Министерства станкоинструментальной промышленности и до своей кончины В.Н. Прокофьев был членом Президиума НТС и председателем секции гидравлического, пневматического и смазочного оборудования НТС, а также Председателем Координационного совета по специальности «Гидропривод и гидропневмоавтоматика» Миноборонпрома и Минвуза СССР. За работы в области развития ракетно-космической техники он был награжден памятными медалями академика С.П. Королева и Ю.А. Гагарина.
В 1950 годах И.И. Куколевский обратил внимание на необходимость более углубленного изучения методов регулирования гидротурбин, переходных процессов в турбинных блоках и широкого внедрения автоматики. Он ввел в учебный план, по которому кафедра осуществляла подготовку инженеров, новую дисциплину «Регулирование и автоматизация гидротурбин» и первоначально поручил чтение лекций Д.А. Бутаеву, а затем привлек с этой целью представителя промышленности Д.Н. Попова. После перехода на кафедру Д.Н. Попов расширяет круг научных исследований в области гидродинамики нестационарных течений жидкости и процессов управления в различных гидро- и пневмосистемах, создает лабораторию по динамике гидросистем, публикует два издания (в 1976 и 1987 гг.) учебника «Динамика и регулирование гидропневмосистем».
В 1956 — 1960 гг. при активном участии профессоров Д.А. Бутаева, О.В. Байбакова и В.Н. Прокофьева создается кафедра гидромашин в Харбинском политехническом институте (Китай). В 1964— 1966 г. Д.А. Бутаев в качестве эксперта ЮНЕСКО руководил созданием кафедры гидромашин и одноименной лаборатории в Бомбейском технологическом институте (Индия).
В конце XX века кафедра существенно расширила области научных исследований и направлений подготовки дипломированных специалистов. Под руководством Л.Г. Подвидза, в тесном сотрудничестве с ведущими авиационными фирмами, был создан и широко внедрен в авиации целый ряд струйных насосов различных параметров. За эту работу большой коллектив сотрудников МВТУ и авиационных фирм в 1985 г. был удостоен премии Совета Министров СССР. В концерне "Гидромаш" (это все тот же ВИГМ) был создан филиал МГТУ, где для старшекурсников кафедры читают лекции ведущие специалисты концерна. Аналогичные филиалы созданы в АНТК им. А.Н. Туполева и Центральном НИИ автоматики и гидравлики. Такое сотрудничество способствует более эффективному внедрению в учебный процесс новых технологий исследования и проектирования. Хорошая общая подготовка студентов, и в частности компьютерная, в сочетании с широким спектром конкретных задач активно используется как в учебном процессе, так и в последующей инженерной работе.
Учебные курсы совершенствовались и развивались, обретали свою лабораторную базу, расширялся круг решаемых задач. В лаборатории кафедры были созданы отделения по гидроавтоматике (при активном участии доцента В.Н. Пильгунова), по пневмоавтоматике (доценты Э.А. Микиртумов и К.Д. Ефремова), по гидроприводам робототехнических устройств (доценты А.К. Ковальчук и С.Е. Семенов), по лопастным гидромашинам (доценты И.В. Матвеев и С.Н. Козлов), по динамике гидропневмосистем (профессор Д.Н.Попов). Огромный вклад в создание лабораторной базы кафедры был внесен инженером Ю.А. Пискуновым и заведующими лабораторией Г.Ю. Маландиным, А.М. Родимовой, Н.А. Кондрашовой.
В учебных планах появились ряд курсов по проектированию и исследованию гидропневмоприводов и систем, гидропневмоавтоматики, системам автоматизированного проектирования, моделированию гидропневмоприводов и систем, основ мехатроники и др. с сохранением дисциплин по проектированию и исследованию лопастных гидромашин. Это потребовалось для обеспечения возможности работы наших выпускников в авиакосмической и оборонной промышленности. Началась подготовка бакалавров наук по направлению «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника», магистров наук по программам «Гидромашины и гидроаппараты» и «Системы гидропневмоприводов». Профессор Д.Н. Попов продолжает исследования нестационарных течений жидкости, динамики и оптимизации гидропневмосистем. В 2003 г. издает учебник «Механика гидропневмоприводов». Профессор И.С. Шумилов ведет исследования авиационных гидросистем и систем управления рулями самолетов, результаты которых внедрены на ряде самолетов "Ту". Профессором В.Ф. Казмиренко проведены работы в области методов автоматизированного проектирования электрогидравлических приводов и их элементов, выполненные на этапе создания отраслевой САПР в ЦНИИАГ.
С 1991 г. по 2009 г. на конкурсной основе кафедре были выделены гранты по госбюджету, а также от Минобороны, Минобразования, Американского фонда гражданских исследований и развития на проведение научных исследований рабочего процесса отводящих устройств лопастных и струйных насосов (профессор Д.А. Бутаев), в области создания объемных гидроприводов для тяжелых гусеничных машин (профессор В.Ф. Казмиренко), оптимизации гидропневмосистем (профессор Д.Н. Попов), гидравлических систем управления самолетов (профессор И.С. Шумилов), высокоресурсных лопастных гидромашин (профессор И.С. Шумилов), исследование и разработка новых принципов управления пневмогидроприводами с высокоточным регулированием параметров движения (профессора И.С. Шумилов, В.М. Фомичёв), исследование и разработка шагающих роботов с использованием электрогидравлических приводов (доценты А.К. Ковальчук, С.Е. Семёнов, Д.Б. Кулаков) и ряд других.
Среди работ, выполненных на кафедре за последние несколько лет, можно выделить НИР по разработке концепции системы электрогидравлических приводов колесного шасси мобильного робота среднего класса грузоподъемности (доцент С.Е. Семенов, аспиранты О.И. Тарасов, П.В. Щербачев), разработка проточных частей магистральных нефтяных насосов типа НМ (доценты С.Е. Семенов, А.И. Петров, аспиранты П.В. Щербачев, В.О. Ломакин), ОКР по созданию линейки насосов для горячего органического теплоносителя, снабженных оригинальным шнекоцентробежным рабочим колесом (доценты С.Е. Семенов, А.И. Петров, В.О. Ломакин, аспирант А.В. Артемов). Также выполнялись и другие работы, в их числе разработка испытательных стендов для лопастных насосов, научное сопровождение разработки гидравлических систем многоколесных транспортных платформ. Продолжается работа по разработке методов создания гидроприводов с водой в качестве рабочего тела, усовершенствованию грунтовых насосов. Проводятся инициативные работы в области экстремальной робототехники, проектируются и изготавливаются новые учебные стенды.
На кафедре также создан Учебно-инженерный Центр (УИЦ) под руководством В.Н. Пильгунова, который по сути является лабораторией коллективного доступа. На особо ценном оборудовании УИЦ проводят лабораторные работы по гидро- и пневмоавтоматике, теории управления преподаватели 6-ти кафедр нашего университета.

Труды школы, возникшей в творческом союзе ученых МВТУ и специалистов промышленности, явились базой для проектирования насосов и гидротурбин, созданных за последние 75 лет в ВИГМе (теперь “НПО ”Гидромаш”), гидравлических систем управления и их элементов, созданных за прошедшие 60 лет в ЦНИИАГ, а также электрогидравлических элементов и систем управления летательных аппаратов, разработанных на ряде предприятий авиакосмической промышленности.

Заслуги кафедры в области науки и образования отмечены присвоением званий следующим сотрудникам:

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР - д.т.н., профессора И.И. Куколевский, В.Н. Прокофьев.
Заслуженный деятель науки РФ - д.т.н., профессор Д.Н. Попов.
Заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы РФ - д.т.н., профессор И.С. Шумилов.
Заслуженный машиностроитель РФ - д.т.н., профессор В.М. Фомичёв.
Почетный работник высшего образования России – к.т.н., доценты И.В. Матвеев, Б.П. Борисов, В.Н. Пильгунов, О.В. Батаев, А.С. Шабловский, К.Д. Ефремова, инженер Ю.А. Пискунов.
Лауреат Сталинской премии - д.т.н., профессор И.И. Куколевский, профессор В.В. Мишке.
Лауреаты премии СовМина СССР – профессор С.С. Руднев, к.т.н., доцент Л.Г. Подвидз, инженер В.В. Калачев.
Лауреаты премии правительства РФ – д.т.н., профессор Д.Н. Попов, к.т.н., доцент А.К. Ковальчук.
Лучший преподаватель Университета – д.т.н., профессор В.Ф. Казмиренко, к.т.н., доценты В.Н. Пильгунов, К.Д. Ефремова, А.И. Петров, М.В. Рябинин и А.С. Шабловский.
Награжден орденом «Знак почета» к.т.н., доцент О.В. Батаев.
Награждены медалью имени академика А.Н. Туполева профессора И.С. Шумилов, Д.Н. Попов.
Д.Н. Попов награжден также медалями им. С.П. Королева и «300 лет Российскому Флоту».
После создания в 1991 г. Российской Ассоциации производителей насосов (РАПН), президентом которой избран д.т.н., профессор В.К. Караханьян, кафедра становится членом РАПН, а также входит в Ассоциацию Производителей Гидравлического Оборудования (АПГО).

За 100 лет кафедра неоднократно меняла название. Сначала это была кафедра гидравлических машин. С 1938 г. после объединения с кафедрой гидравлики репрессированного А.А. Отта она стала называться «Гидравлика и гидромашины», а в дальнейшем – "Насосы и гидротурбины" (НГТ). С 1960 г в связи с открытием новой специализации «Гидропередачи летательных систем» кафедра стала называться «Гидромашины и гидроавтоматика». В 1961 г. кафедру с факультета ТГМ перевели на факультет «Транспортный», где она получила индекс Т-6, а в 1963 г. - на вновь созданный факультет «Конструкторско-механический» (К), и вместе с названием «Гидравлика и гидроавтоматика» получила индекс К-6. В 1988 г. в ходе очередной перестройки кафедра вошла в состав факультета «Энергомашиностроение», получила свое современное название «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» и индекс Э-10.
За свою долгую историю наша кафедра переживала разные времена. Менялись внешние условия, были взлеты и падения, но научная и преподавательская школа, заложенная более века назад основателями кафедры и творчески развивавшаяся трудившимися на кафедре замечательными преподавателями, инженерами и учеными, позволяла преодолеть все трудности, быстро адаптироваться к новым условиям, пользоваться вновь открывающимся возможностям и с честью выполнять свое главное предназначение – готовить для страны высококлассных инженеров-гидравликов, реализуя на практике главный принцип МГТУ им. Н.Э.Баумана – «Образование на основе науки».

Semenov

Зав. кафедрой С.Е. Семенов

с использованием материалов

И.С. Шумилова и И.В. Матвеева