Сайт кафедры Э10 МГТУ им. Н.Э. Баумана - Шаг в будущее МГТУ 2016

Шаг в будущее МГТУ им НЭ Баумана 2016

Программа «Шаг в будущее. Москва» на кафедре Э-10 в 2016 году

Каждый год в сентябре начинается программа «Шаг в будущее. Москва» по университету. Что дает школьникам эта программа? И что она дает кафедре?
Задачи следующие: углубленное знакомство школьников с кафедрами во время выполнения задания по программе «Шаг в будущее», с особенностями специальности, выполнение задания в непосредственном контакте с преподавателями, усвоение специфики выбранной специальности.

Работа по «Шагу в будущее» организована следующим образом. Ребята, занимающиеся по программе, защищают работу на экспертном совете, получают за защиту баллы, которые суммируются с баллами за олимпиаду по физике, если сумма набранных баллов высока, школьник, прошедший эти испытания становится студентом первого курса.
Кроме того, в 2015 -16 году для всех, подавших заявления по программе «Шаг в будущее», были проведены обязательные пробные олимпиады по физике и информатике с более простыми задачами, чем по основной олимпиаде, которая проводится в марте.
В течение четырех последних лет количество заявок от школьников на прохождение программы «Шаг в будущее» на кафедре Э-10 колебалось следующим образом.


Рис.1. Работа со школьниками по программе «Шаг в будущее» на кафедре Э-10.

Половина участников программы выбывает после проведения пробных олимпиад, кроме того кафедра проводит собеседование в сентябре с участниками программы. Собеседование выявляет недостатки в подготовке будущих абитуриентов по основным предметам: физике и математике, никто на этом этапе не отсеиваются, впереди предстоит еще олимпиада по физике. До окончания школы еще год и многие школьники занимаются дополнительно на курсах МГТУ им.Баумана, с репетирторами и к олимпиаде могут ликвидировать пробелы.

Каждому школьнику назначается руководитель - преподаватель кафедры, с момента начала работы и до защиты проекта он занимается со школьником. Преподаватель занимается со школьником в рабочее время.
Школьники, конечно, не осведомлены о специализации кафедры, но если у них родители или близкие заканчивали МГТУ им.Баумана, они получают информацию о будущей профессии из первых рук. Углубиться в работу над проектом не так просто: требуется совмещать эту работу с учебой в 11-м классе и со всем необходимым молодым людям в 16-ти, 17-ти летнем возрасте.
Фундаментальное содержание нашей специальности «Машиностроительная гидравлика» остается без изменений, кафедре уже 100 лет, однако наполнение специальности значительно меняется. Наши студенты изучают и овладевают не только гидравликой, но и вычислительной гидродинамикой, что позволяет им решать сложные расчетные и практические задачи на производстве и в науке. Курс гидродинамики углубляется с каждым годом, его основа – знания механики жидкости и газа, владение численными методами, программирование. Эти дисциплины студенты изучают на кафедре и во взаимодействии с другими подразделениями университета: с факультетами ФН и ИУ. Однако, на кафедре мы стремимся дать студентам опыт и навыки работы с прикладными пакетами гидродинамических расчетов, которые нашей специальности ближе, соответственно и программирование у нас подается достаточно глубоко и специализировано. Знания, полученные по гидродинамике, наши выпускники применяют при создании центробежных насосов, систем управления машинами и летательными аппаратами.
Широкое внедрение микропроцессорной техники потребовало углубленного курса электроавтоматики, кафедра создала и преподает соответствующий курс для наших студентов.
На кафедре работают специалисты по робототехнике, их усилиями создан шагающий робот, ведутся работы по созданию роботов-шагающих машин, экзоскелета, завершена работа по устройству для диагностике состояния скважин на базе электрогидравлики и микропроцессорной техники, фактически эту область деятельности можно определить, как мехатронику.

На кафедре студенты овладевают 3-D моделированием и работе в конструкторских пакетах Solid Works, AutoCad, Соmpas-3D. Эти навыки сейчас очень востребованы в промышленности, подготовку наших студентов высоко оценили в авиационной корпорации «Рубин», в ЦНИИАГ, Гидромаш, ПАО «Туполев», где работают наши выпускники и студенты последних курсов.

Преподавателям есть, что предложить абитуриентам, поступающим на кафедру. Для работ школьников выбираются темы на уровне их понимания, основной упор делается на выполнении простых экспериментальных задач, вводящих будущих абитуриентов в специальность.

За полгода надо общаясь один-два раза в внеделю ввести школьника в курс дела, поставить задачу и вместе решить ее, подготовить выступление, выяснить насколько школьник подготовлен по физике и математике. Многое зависит от отношения школьника к программе «Шаг в будущее», если преподаватели видят заинтересованность в работе, они с удовольствием идут навстречу пожеланиям школьника, выделяют дополнительное время, если в отношении ольи проявляется малая заинтесованность, понятно и преподаватель не активизирует свою дятельность. При 20-ти, 30-ти поданных заявлениях не так просто найти всем школьникам преподавателей: все заняты в учебном процессе.
В этом году наши магистранты имеют в своей программе педагогическую подготовку, мы воспользовались этим пунктом программы и закрепили за магистрантами и руководителями их выпускных работ несколько школьников по программе «Шаг в будущее». Прецедент обещал быть удачным, однако после пробных олимпиад и по разным причинам при старте 17-ти человек, до конца до выступления дошло только 6-ть.
Таким образом эффективность работы кафедры попрограмме «Шаг в будущее» можно оцнить следующими цифрами.
За четыре года по программе «Шаг в будущее» на кафедру поступило из заявленных на начало каждого года школьников 11%, то есть из 84-х всего 10-ть человек за 4 года. Работа преподавателями кафедры выполнялась с 39-ю школьниками из 84-х, остальные 45-ть школьников отсеялись на пробных олимпиадах, завершили работу сами, не выходя на защиту.
В этом году интерес и внимание экспертов привлекли следующие работы.

Работа Папиашвили Эльвины «Исследование течения газа в плоском зазоре сложной формы» - руководитель Гаврюшина О.С. Эльвина выполнила и доложила работу по модели шагающей машины на кафедре в прошлом году вместе со Скворцовой Анастасией, тогда они учились в 10-м классе и их руководителем был Лебедев В.В., профессор МИСИ. Действующая модель произвела на экспертную комиссию должное впечатление, баллы по выступлению у них были максимальными.

Работа Смирнова Глеба «Исследование влияния лопаточного отвода на параметры консольного насоса методом гидродинамического моделирования» - руководители магистранты Халлиулин Р. и Земцов М. Глеба Смирнова магистранты заняли тематикой своих магистерских работ, слушая Глеба можно было вполне представить, что он защищает бакалаврскую работу.
Работа Шеина Михаила «Действительно ли экономит воду водоэкономитель?» - руководитель Никитин О.Ф. Михаил Шеин под руководством О.Ф.Никитина изучил работу устройств для аэрации и экономии воды в домашних условиях. Шеин – десятиклассник, с помощью О.Ф.Никитина работа была выполнена с минимальными затратами и результат заинтересовал экспертов.
В работе со школьниками активное участие принимали магистранты Базылева А., Земцов М. , Халлиулин Р. Таковы результаты работы кафедры по программе «Шаг в будущее».
Средний балл ЕГЭ для поступавших в 2015 г. на кафедру Э-10: 2012 г. -246, 2013 г.- 228, 2014 г. - 195, 2015 г. – 216.

Кафедра приветствует вновь поступающих абитуриентов и ждет встречи с ними в 2016 году.

Akinfiev

А. А .Акинфиев